На «буханке» за полярный круг: невероятная история авиаинженера, который ныряет на морское дно, рыбачит в тайге и изобретает авиаоснащение
Самолеты — синоним приключений. Они пересекают континенты, перелетают океаны, доставляя пассажиров в неизведанные края. И работают с самолетами такие же авантюристы — решительные и энергичные, как Тимофей Лапшов, инженер-изобретатель «Уральских авиалиний». Он с коллегами создает инструменты для обслуживания самолетов, руководит командой специалистов, а еще ныряет на морское дно, рыбачит в тайге и на машине исследует Заполярье.

Чойс продолжает рассказывать истории сотрудников авиакомпании «Уральские авиалинии» — людей, которые вдохновляются работой для жизни и жизнью для работы: увлекаются блогингом и авиамоделизмом, горными лыжами, занимаются тайским боксом и танцуют бачату.
Тимофей Лапшов
начальник цеха Производственного департамента технического обслуживания компонентов и наземного обеспечения производства авиационного технического центра «Уральских авиалиний»

Семейное дело

Какое-то время я с родителями жил в небольшом поселке за полярным кругом, в Мурманской области. Там окончил школу и пошел по стопам отца — он у меня тоже авиатор: работал с вертолетами в Тюмени, а уже на пенсии обслуживал спасательные жилеты и аварийные трапы в «Уральских авиалиниях» в Екатеринбурге.

Я в авиакомпанию пришел в 2001 году сразу после выпуска из Академии гражданской авиации в Санкт-Петербурге, где учился по профилю «Эксплуатация самолетов и двигателей». Попал в первый цех, в оперативку, а в 2005 году мне предложили возглавить цех по ремонту самолетных агрегатов. Сначала сомневался, что смогу руководить коллективом, но потихоньку втянулся, и вот уже 20 лет (в этом году юбилей), как я работаю начальником цеха.
Сначала цех занимался обслуживанием тормозов, колес и других агрегатов самолетов отечественного производства. Позже, когда парк авиакомпании перешел на импортные воздушные суда, нам доверили заниматься наземным оборудованием для обслуживания самолетов. Первое время был только ремонт, но постепенно начали изготавливать свое оснащение. Двигались от простого к сложному: от подставок, тележек, стремянок к серьезному технологичному оборудованию.
Поэтому, когда авиакомпания решила открыть участок для обслуживания тормозов и колес импортных самолетов, мы сделали два стенда — аналога немецкого оборудования. А позже разработали и воплотили в жизнь систему хранения авиашин. Думаю, что это «чудо» пока в единственном экземпляре.

Коллектив нашего цеха относительно небольшой — всего 19 человек, но слаженный и сработанный. Это авиамеханики, токари, сварщики. Сами изобретаем и тут же воплощаем. Коллеги иногда устают от моих идей, но когда видят результат и наше оборудование в работе, у них горят глаза от гордости за свой труд.

«Факультативчик» с изобретениями

В 2022 году ввиду внешних обстоятельств руководство авиакомпании решило освоить ремонт стоек шасси воздушных судов. Через год «Уральские авиалинии» запустили в работу новый участок, который на 70% укомплектовали стендами и оборудованием собственного производства. Например, сейчас мы доделываем последние детали очередного стенда, на котором можно обслуживать комплект основных стоек одновременно. Параллельно под этот же участок изготавливаем верстаки, всевозможные подставки, еще один небольшой стенд для обслуживания цилиндра уборки-выпуска шасси.
Но изготовление нового оборудования — это не главная деятельность, так сказать, «факультативчик». Основная же работа заключается в поддержании исправного состояния оборудования. В нашем авиационно-техническом центре есть аэродромная дизельная техника, электроустановки, гидравлическое оборудование и прочее. И все это нужно своевременно обслуживать, ремонтировать, заправлять — это важная рутина, но обычно она остается незаметной.

Мне нравится моя работа, она интересная, разнообразная. Каждый день отличается от предыдущего: приходится придумывать что-то, общаться с коллегами, находить новые технические решения.

На «буханке» за полярный круг

Хороший отдых для меня должен быть активным. Пляжный отдых — это не мое, слишком просто, даже скучно. Поэтому с семьей ездим в экспедиции на Север, в места моей юности, край с невероятной природой и богатой историей. Первый раз мы поехали в 2012 году на старом УАЗике 82-го года выпуска, его еще «буханкой» называют. Машину готовил к экспедиции два года. На ней мы доехали до самой северной материковой точки европейской части страны — мыса Немецкий на полуострове Рыбачий. Позже узнали, что именно в этих местах во время Великой Отечественной войны проходили серьезные сражения. Мало кто знает, что на мурманском направлении противник смог пройти всего 15 километров от границы, где его остановили и удерживали до осени 1944 года.
Ко второй поездке, которая состоялась в 2015 году, подготовились основательно: прочитали мемуары, распечатали советские и немецкие карты времен войны и уже более осознанно, с пониманием дела, отправились по местам сражений. Пять дней ехали 80 километров — от Мурманска до Рыбачьего. По пути заезжали в труднодоступные места, на высоты Долины Смерти (сейчас Долина Славы), останавливались около каждого захоронения и памятника, изучали местность. Это было уже не просто путешествие, а целая историческая экспедиция. С мест боев привезли осколки мин, снарядов, гильзы и сделали мини-экспозицию для школьного музея, где учился сын.
Всего в Заполярье мы ездили четыре раза, последний в 2022 году со старшим сыном и моим отцом. Эта экспедиция была самая осмысленная. Мы объехали все доступные для нашего автомобиля места на берегах Баренцева и Белого морей, побывали в Хибинах, посмотрели Кольскую сверхглубокую скважину, посетили празднование Дня Военно-Морского Флота в Североморске. Однако мы не только историю изучаем, но еще и рыбачим. С прежней жизни в Мурманской области у нас осталась изба в глухой тайге. До нее сложно добраться: от ближайшего населенного пункта около 100 километров на машине до озера, затем на лодке через два водоема. «Буханку» оставляем на берегу, а с озера на озеро передвигаемся пешком и лодку с собой несем — в общем, не ищем легких путей.
На самом деле надо много сил и здоровья, чтобы совершать такие поездки. Поэтому мы в один год едем, потом года два-три восстанавливаем себя и машину. Наша «буханка» — дом на колесах, 99% времени живем в машине. У нас оборудованы спальные места и даже есть самодельный телевизор, собранный из монитора ноутбука.

Сейчас машина стоит наполовину разобранная, готовим ее к новым «подвигам». Жена хочет на юг, а я согласен только на южный берег Кольского полуострова или Баренцева моря. Вот только младший сын подрастет, и обязательно поедем. Хочу показать ему дикий край, места, где я жил и учился.

Погружение под воду

Любовь к природе и экспедициям у меня со школы. Ее мне привил учитель физкультуры, а позже мой друг. Он организовал секцию туризма и водил нас в походы: спускались на лодках по рекам, ходили в горы и зимние походы на лыжах. Даже бывало, что нас забрасывали вертолетом в верховья рек, где нет дорог. С тех времен у меня появились друзья-походники. Пусть и редко, но по сей день общаемся, собираемся вместе.
Однажды на такой встрече друзья предложили мне нырнуть с аквалангом в Белое море. Я совершенно не понимал, как и что нужно делать, но понял одно: дело непростое, ему нужно учиться. В Екатеринбурге пошел в клуб подводного плавания «Посейдон». Там учился нырять под лед в тяжелом водолазном снаряжении. Самое глубокое мое погружение было зимой — 65 метров.
Мои увлечения помогают мне в работе. В водолазном деле нужно знать и понимать физику процессов, газы, жидкости, медицину. Автомобиль и самолеты — механизмы, в которых нужно разбираться. И когда все это руками потрогаешь, на вкус попробуешь и почувствуешь, начинаешь понимать, что невыполнимых задач не бывает.
Материал подготовлен
при поддержке
Реклама
www.uralairlines.ru
erid: 2VtzqwnYSq5