«Фотосессия как флюорография — раз в год надо делать»: фотограф Никита Журнаков — о самой сложной съемке, фотогеничных местах на Урале и профессиональных шуточках
«Харизма важнее профессионализма», — пропагандирует фотограф Никита Журнаков и тем самым сильно бесит коллег по цеху. Никита же не теряет времени даром и друг за другом выпускает креативные релизы: яркие, эмоциональные портреты, дерзкие благотворительные съемки с животными, динамичные репортажи. Герои Журнакова живут от Калининграда до родного города Никиты Благовещенска, и география фотографа постоянно расширяется. В интервью с ним мы поговорили о том, как раскрепостить любого героя, какая работа стала настоящим испытанием, что такое эффект Журнакова и почему Карелия — это всего лишь маленький Урал.

Это интервью — продолжение совместного проекта с оператором связи «Мотив», где мы беседуем с горожанами, которые прославляют Урал. В предыдущих выпусках: соосновательница бренда одежды Around Евгения Кузьмина, чемпион мира по плаванию Юрий Прилуков, ресторатор Валентин Кузякин, сооснователь кластера «На Заводе» Ян Кожан, руководитель издательства Tatlin Эдуард Кубенский.

В видеоинтервью Никита рассказывает об одной нестандартной съемке — смотрите и слушайте внимательно, в конце ролика будет вопрос. Оставлять свои варианты можно в комментариях под постом в соцсетях. Среди тех, кто был близок к разгадке, мы выберем победителя с помощью рандомайзера. Итоги — 30 декабря.
Если ты не универсальный фотограф, ты голодный фотограф
/
У тебя в списке был вопрос про мою самую сложную съемку. Она должна была состояться сегодня как раз после интервью, но отменилась в последний момент. Героиня положила на прикроватную тумбу книгу, и то ли кот прыгнул на нее, то ли она сама ее задела. Но итог такой: книга ударила нос, и сейчас героиня фотографироваться не может. Это, пожалуй, самый интеллигентный способ отменить встречу с фотографом. А еще это моя мама. Впервые за 16 лет мы договорились с ней фотографироваться.
Получается, снимать близких ― самое сложное? Раньше не организовывал семейные съемки?
Это же типичная история, когда взрослые родственники говорят: «Ты же фотограф, давай сфоткай». И меня это всегда чуть напрягало. Я щелкну на телефон, и все на этом. Хотя недавно фоткал на юбилее родственников между делом. Вообще я избегал всегда этого, но недавно решил, что надо в это идти.
Как в целом родители отнеслись к твоему выбору профессии?
Никто не думал, что это серьезно, но меня поддерживали. Как вообще началась моя история с фотографией: к нам в школу пришел фотограф, представил свою выставку, рассказал о профессии. И я подумал, что это классная история: ты можешь работать, общаться с людьми, все обращают на тебя внимание. Я решил попробовать. У меня не было фотоаппарата — только видеокамера с кассетами, на которую в том числе можно было фоткать. После школы я шел к репетитору по английскому и снимал все, что видел. Благовещенск, зима, частный сектор, серость. Увидел колодец, из которого шел пар, а рядом ветка покрылась инеем. Мне показалось это красивым. Потом был закат с разводами. Я все фоткал и показывал родителям, им вроде нравилось. Потом мне купили первый фотик, с которым я проводил первые фотосессии одноклассницам на крышах и рельсах. Лужи, камни, собаки, племянники ― вот это все.
Кроме собственной практики, ты где-то учился фотографии?
Я учился в колледже Ползунова на рекламе, и у нас было 200 часов фотографии. К тому времени я уже прочитал пару инструкций к фотоаппаратам и немного понимал, как это все работает. Был у друга на паре мастер-классов по фотографии. Отвечая на твой вопрос: конкретно фотографии я не учился.

Когда я начинал в 2008 году, про YouTube еще мало кто знал, первые ролики — это были приколы от Макса +100 500. Найти там что-то о фотографии было нереально. Я молчу про гайды или инструкции ― тогда с этим было сложно. Сейчас вообще не надо специально идти за корочкой, чтобы стать хорошим фотографом. В интернете можно найти все, ответ на любой вопрос, было бы желание. Можно купить хорошие курсы и не за миллион рублей, где за тебя собрали все ответы. Возможностей множество. Это первый путь, и его можно преодолеть за год или два. Я же пошел по длинному пути, и он занял 16 лет.
Когда понял, что фотография стала серьезной работой? За что получил первый гонорар?
Первая съемка, за которую я получил первые 500 рублей, ― фотографии ребят, которые работали промоутерами. Это уже было, когда мы с семьей переехали в Екатеринбург. Но серьезный контракт удалось заключить позже. Меня попросили поснимать новогодний утренник в садике. Там была хитрая механика: мне платили за каждую проданную фотографию, а не просто за факт присутствия, поэтому я старался. Снимать детей ― тот еще квест, надо взаимодействовать, ловить эмоции, иногда вытирать сопли. И так я работал примерно два года. Очень классный опыт.

В садике я познакомился с людьми, которые позвали меня фотографировать для «Ростелекома», РЖД. Это дало мощный старт. Я всегда говорю, что контакты и общение ― это важно для фотографа, щелкать на кнопку могут многие. В этот период я окончил колледж и ушел в армию.
В армии не растерял навык? Хотя там ведь делают дембельские альбомы?
Снимать в армии сложно, вообще-то. Мы фоткали для себя немного на телефон то, что удавалось. Я служил на Сортировке в железнодорожных войсках: мы взрывали мосты, делали переправу для танков, строили понтоны.
У нас, солдат, в самом начале спросили, кто что умеет. Ребята говорили: «Я слесарь», «Я автомеханик», и их распределяли по «талантам». Среди нас был даже художник, и его отправили рисовать что-то для комбата. Я говорю: «А я фотограф». Мне вот так в грудь пробивают, говорят: «Такие не нужны». Но недолго: когда в части нужно было что-то пофоткать для отчетов, обо мне сразу вспомнили. Я сначала обрадовался такой возможности, но быстро понял, что ничего хорошего в этом нет. Днем я снимал, как ребята работали, а вечером отхватывал от дембелей по двум причинам: за то, что не работал сам, и за то, что фоткал их. В общем, я постоянно получал за это. Поэтому, когда майор в очередной раз позвал меня что-то снимать, я сказал, что не буду. Но в армии редко учитывают твои желания. Поэтому пошел снимать учения, когда ребята взрывали что-то в воде. Я стоял и фотографировал, а в этот момент рядом взорвалась учебка и все камни полетели на меня. Флягу (настоящую — ред.) пробило насквозь, и я тогда подумал, может, нафиг эту фотографию. Но после армии я устроился фотографом в Geometria.
Я говорю: «А я фотограф». Мне вот так в грудь пробивают, говорят: «Такие не нужны»
Легендарная! Советуешь начинающим фотографам там работать?
Я проработал в Geometria почти четыре года. Здесь я научился снимать все, а это то, что нужно каждому спецу. Потому что, если ты не универсальный фотограф, ты голодный фотограф.

Ты приходишь в клуб, и чтобы сделать хорошие фотографии, тебе нужно запомниться, раскрыть героев, сделать хорошие карточки — от этого зависит, будут у тебя дополнительные клиенты или нет. Там я прокачался не только в фотографии, но и в общении, придумал свои первые фишки, как раскрепостить героя. За четыре года насобирал много разных контактов, которые до сих пор работают. Я недавно снимал свадьбу диджея, с которым познакомился десять лет назад во время этой работы. Я делал съемку для DHL, потому что они нашли мое портфолио на Geometria. Но сейчас с активным развитием соцсетей концепт Geometria, на мой взгляд, неактуален.
Творчество ― это проекция самого творца
Понятно, что нужно уметь все, когда ты в начале пути. Но опыт выводит тебя на специализацию, и ты сам понимаешь, в чем действительно хорош.
Доля правды в этом есть. Когда ты определился с жанром, качаешь его, тогда становишься действительно крутым. Это как в ресторане: берешь меню на 600 страниц, листаешь его, не знаешь, что выбрать. Скорее всего, ничего хорошего в такой кафехе не приготовят. Другое дело, когда ты приходишь в заведение, где есть два блюда и они супервкусные. В фотографии так же, да. Но это история про столицы. В Москве ты можешь позволить себе снимать только руки для рекламы и хорошо зарабатывать ― там больше клиентов.

В регионах клиентов меньше, поэтому нужно уметь хорошо снимать все. Иначе будешь сидеть дома без работы. Нужно быть открытым ко всему: сегодня снимать свадьбу, завтра — интерьер квартиры, послезавтра фотографировать одежду для маркетплейсов и так далее.

К тому же каждая съемка чему-то учит. Поснимал платье для бренда одежды, а завтра пошел на свадьбу и применил скилы фэшн-съемки к невесте. Она довольна. Умеешь делать живые портреты — пошел делать корпоративную съемку и пофотографировал сварщика Олега в стиле Esquire. Он тоже доволен.
Про мультижанровость понятно. Что делать со стилем? Как прийти к своему?
Я недавно спрашивал у ChatGPT, какой у меня стиль. Он ответил что-то из серии «креативная, насыщенная фотография». Кроме того, что надо постоянно пробовать в работе разное, нет другого ответа. В конце концов все творчество ― это проекция самого творца, мы все подаем через собственную призму.

Согласно теории цвета, предпочтения людей в выборе одежды и обработке фотографий, например, часто зависят от их внешности. Люди с фарфоровой кожей, как правило, тяготеют к холодным оттенкам. В то же время люди с загорелой кожей могут предпочитать более теплые тона. Наверное, так и со стилем. Когда я делаю фотографию, мне хочется получить от модели ту энергию или ту эмоцию, которая есть во мне самом.
Со стороны кажется, что эффект Журнакова в твоих работах правда присутствует. Сочно, ярко, эмоционально. Клиенты, заказчики приходят именно за этим? Или уже с готовыми идеями, которые нужно воплотить?
Было бы прекрасно, если бы все приходили с готовыми идеями, но 99% пишут просто из серии «поснимай нас». Сейчас, например, у меня в Instagram* стрельнуло несколько рилс, пришло больше 20 тысяч человек, 60 из них мне написали, что хотят попасть на съемку. Я спрашиваю, что им понравилось, какую съемку хотели бы. Они в ответ спрашивают, как я их вижу. А там аватарка волка.

Иногда некоторые бренды приносят pdf с идеями, но в большинстве случаев они никак не связаны с реальностью. И часто ребята, которые занимаются продвижением в компании, перекладывают на фотографа ответственность: нам нужны продажи, придумай концепт съемки.

У меня есть огромная доска на Pinterest, где собрано порядка 18 тысяч референсов. Это мое хобби: я еду в такси и вместо ржачных рилс сохраняю идеи, которые мне нравятся. Есть папка, которая посвящена свету. Есть папка, где собраны удачные образы моделей. Есть папка в целом с идеями, которые я хотел бы снять. Клиенты обычно говорят: «У вас, наверное, есть идеи, которые вы еще не реализовали». Да, есть. Я никогда не снимал под водой. Ныряйте. Никто не хочет пока.

Еще мне нравится площадка ShotDeck — это база для кинематографистов, где собраны стоп-кадры из фильмов. Открываешь кадр, и там написано, какой свет, объектив, какой фотоаппарат. Очень удобно. В «Яндекс Музыке», например, можно сохранять обложки альбомов и треков — я тоже этим пользуюсь. В Белинке, например, или в любой другой библиотеке можно взять старую подшивку какого-нибудь журнала или газеты про искусство, музыку — так тоже можно черпать идеи. В Питере есть несколько заведений, где просто лежат старые журналы, и ты можешь сидеть, листать, и там очень крутые референсы, которые сейчас переосмысливаются.
Были ли у тебя съемки, которые ты откровенно завалил? Расскажи, что это было и как пережил?
В Екатеринбурге открывались первые барбершопы Chop-Chop. И меня отправили туда фотографировать от Geo. Ночью перед съемкой я заболел, из-за своего состояния проспал и пропустил съемку, хотя мне звонили раз 13. В итоге мне позвонил шеф-редактор. Он, хоть и классный чувак, был недоволен. Я объяснил, что заболел, он ответил довольно сухо: «Я понял, я отправил вместо тебя другого». В итоге я месяц фотографировал бесплатно для Geo, стараясь компенсировать свой промах.

Еще одна ситуация произошла, когда мне нужно было фотографировать важное мероприятие — подписание документов в резиденции губернатора. Я перепутал даты: вместо июня записал июль. С тех пор я никогда не принимаю съемки по телефону — только через мессенджеры. Когда мне написали «привет, ты где?», сердце упало. Я понимал, что не успею на мероприятие, и решил попросить друга-фотографа Славу из Geo поснимать. Вот этим, кстати, Geometria была хороша, у нас было реальное братство: ты просто говоришь, что нужно быть там, и тебя не спрашивают почему. Там были сложности с охраной, списки по всем присутствующим, поэтому Славе пришлось лезть туда чуть ли не через окно, чтобы отснять.
/
Еще свадьба была, которую я уже не забуду. Я пришел после съемки домой, скинул все на жесткий диск и ушел. Вернувшись, включаю компьютер, а жесткий диск издает неприятный звук. Он не может прочитать — это значит, что ему пришел конец. Я отнес диск к специалистам, они месяц пытались восстановить данные, я потратил весь гонорар, который получил за съемку, но ничего не получилось. Я вернул деньги и предложил все организовать и переснять заново за мой счет. Но пара начала писать всем моим клиентам в Instagram* и на форумах, что я козел и урод. Это одна из самых страшных историй для любого фотографа — потерять свадебные фотографии. Многие из-за этого избегают съемок свадеб, потому что в других случаях чаще всего можно договориться о пересъемке.

Бывали и другие факапы. Во время открытия жилого комплекса начался момент с перерезанием ленты, и мой фотоаппарат выдал ошибку затвора. Я быстро сообразил и начал снимать на телефон из-под камеры. Это было напряженно, но съемку спас. Никто не заметил подмены.
Не могу сказать о своем творчестве, что это искусство
Давай вернемся к чему-то хорошему. Какими съемками особенно гордишься?
Я работал со многими громкими брендами: Т-Банк, РМК, «СКБ Контур», банк «Точка», Purinа, IKEA. Но чаще всего меня узнают по благотворительному сету в поддержку приюта HuskyEkb, когда я снимал собак в одежде. Потом я повторил проект, но уже для котов. Всю серию с котами запостил к себе Adobe Photoshop. Еще классный проект был для мясной компании «Черкашин» — мы тогда изгалялись над колбасой, и получилось хорошо.

Недавно поснимал в Москве чернокожего парня. Один из снимков мы с женой хотим распечатать себе в интерьер квартиры. Такого у меня еще не было. Я вообще не печатаю карточки. Но тут получилась фотография, которую хочется рассматривать.
«Дураки, что ли?» Это случайно получилось все.
Если захотелось распечатать, это уже искусство?
Я не считаю, что занимаюсь искусством. Сколько бы мне людей ни написало, даже если это очень крутые фотографы говорят, я думаю: «Дураки, что ли?» Это случайно получилось все. Не могу сказать о своем творчестве, что это искусство. Я, наверное, еще не дорос до этого.
Ты не участвуешь в конкурсах, премиях?
Нет. Зачем? Чтобы кому-то что-то доказать? Есть такая премия Top100awards, и в каждом городе ее команда выделяет лучших фотографов, видеографов, стилистов и прочих. И фотографы потом пишут у себя в профиле: «Я вхожу в топ-100». Ну что, ты пойдешь проверять его среди ста спецов? Да всем пофиг.

У меня однажды был заказчик, который говорил: «Здравствуйте! Мы хотим с вами работать, у вас есть награды?» Я сказал, что есть диплом за лучшее метание гранат в школе. Не взяли меня работать. Премии, возможно, кому-то нужны, чтобы получить признание. Мне достаточно лайка или подписки.

Еще есть Пулитцеровская премия за фотографию. Но это как Оскар: во-первых, что-то недостижимое, во-вторых, я работаю в другом жанре. Есть фильм «Клуб безбашенных» про четырех фотографов, которые работали в ЮАР. Это реальная история. Один из них сделал фото голодающего ребенка, возле которого сидел стервятник. В конце фильма фотографа награждают и спрашивают: «Вы помогли этому ребенку после того, как сделали снимок?» И фильм заканчивается. Это жесткая история. И судьба самого фотографа печальная.
Выставка — это что-то сверхъестественное
Что должно произойти, чтобы о человеке можно было сказать, что он состоялся как фотохудожник?
Ты, например, точно видела и запомнила фотографию Леонардо Ди Каприо с лебедем или Вупи Голдберг в ванне с молоком. Это фотограф Энни Лейбовиц, она одна из самых титулованных. Наверное, когда тебе показывают фотографию и ты знаешь, кто фотограф, тогда можно считать, что это крутой, состоявшийся спец.

Папа говорит мне, что надо сделать выставку. Но я думаю, что мне нечего показывать. Для меня выставка — это что-то сверхъестественное. Ее можно делать в том случае, когда у фотографа есть снимки, в которых он настолько уверен, что выставляет их, а люди приходят и без контекста видят смысл и понимают автора.

Рано или поздно у каждого начинаются эти экзистенциальные вопросы из серии «в том ли я месте, тем ли я занимаюсь». У фотографов такой период самоедства начинается в январе, когда нет заказов. Получается, подумаю об этом позже.
Фотография для меня — способ не спать
Что сегодня для тебя фотография? Профессия, хобби, игра?
Способ не спать. Шучу. Для меня фотография — это в первую очередь способ общаться с людьми. Класса до девятого я вообще был другим: не шутил, не умел завести беседу, был максимально закрытым. И фотоаппарат в руках был моим способом коммуницировать, искать возможность общения. И сейчас это так остается. Если я хочу познакомиться с человеком или подружиться, я пишу, мол, давай пофоткаю. Мне как будто так легче.

Я в начале пути не фантазировал, что буду этим зарабатывать. Но когда появились первые деньги, подумал, круто, если из этого что-то получится. И получилось. Это единственный мой заработок. Я преподаю, но это тоже пассивно из-за того, что фотографирую.

Если идти глубже, фотография решает проблемы, помогает по-человечески. Есть история: я фотографировал девушку, и она, благодаря фотографии, удачно вышла замуж. Лет 10 назад сделал другу фото на визу в Японию, сейчас он уже гражданин страны. Я не думаю, что это повлияло, но просто классно быть причастным.
Твои рилс из серии «Эффект Журнакова», где за секунды можно увидеть, как герой преображается, — это ведь тоже про позитивные изменения? Человек может посмотреть на себя по-другому, твоим взглядом.
В момент съемки я не изменю характер героя, но самооценка поднимется, да. Такие быстрые преображения я особенно часто наблюдаю в корпоративной съемке. Когда приходишь, например, в офис застройщика, и там все сидят такие недовольные, вообще без желания фотографироваться. Я говорю: «Ну это как флюорография — раз в год надо делать съемку, потерпите». Они начинают улыбаться. Еще пару комплиментов им закидываю и вижу, как из серых мышек они превращаются в классных веселых ребят. Это вдохновляет и меня в том числе.

У меня была знакомая, которая до 33 лет не устраивала себе фотосессии. И мы пошли в студию, где просто на белом фоне я поснимал ее в черной одежде. Получились очень красивые фотографии. Она была безумно довольна. Мы с ней выложили эти снимки в Instagram*, ей начали писать мужики-фотографы: «О, а давай я тебе пофотографирую». Она была в приятном шоке. И эти эмоции для меня тоже определенного рода наркотик. Когда видишь реакцию, как у героев загорается искорка после твоих снимков, думаешь: «Круто, значит, все не зря».
Ну вот мы плавно подошли к вопросу о том, что фотографу надо быть и психологом, и стилистом.
Когда фотограф работает с человеком, а не снимает колбасу, без качественной коммуникации хороший результат не получится. Был период, когда мы ездили с фотомагазином по городам, с нами была техника и модель Катя. И вот фотостудия в Краснодаре: Катя сидит на стуле, перед ней стоят фотоаппараты, и любой желающий может зайти, поснимать, опробовать технику. Заходит парень, берет камеру и говорит Кате: «Что расселась? Сядь нормально!» Поздороваться, познакомиться — нет, не слышал.

К сожалению, большинство фотографов такие. Они не понимают, что процесс съемки — это стресс даже для опытных моделей. Люди боятся камеры. Фотографу, чтобы получить хороший снимок, нужно постараться раскрыть моделей. У меня есть несколько способов.

Больше всего на съемке герой боится увидеть финальный результат. Когда вижу, что человек напряжен, беру самый широкий угол на камере и специально фотографирую максимально близко и делаю чуть ли не фотку ноздрей. Скидываю сразу на ноут, показываю герою и говорю: «Смотри, как классно получилось, свет хороший, все круто. На сегодня все, пока!» И начинаю заказывать такси. И у человека происходит реакция: «Ты дебил?» И он искренне начинает смеяться, а я в этот момент его фотографирую. И снова фотка падает в ноут, и ты видишь, что, когда смеешься, ты выглядишь очень красиво, легко, естественно и так далее. Все же хотят живых фотографий.

И второй момент: человек приходит на съемку и не дышит. Он становится скованным, это видно на кадре. И я заставляю прям глубоко дышать. Человек получает приятные ощущения от своего дыхания. Тоже появляется улыбка.
А так у меня есть дежурные шутки дурацкие, они тоже расслабляют. А если ты еще и нестандартные комплименты будешь говорить каждые несколько минут, то вообще классно. Например, «блин, скулы шикарно вышли, можно на „Авито“ выставлять». Это такие глупости, но они работают.
Процесс съемки — это стресс даже для опытных моделей
А как ты пришел к этому?
По большому счету из-за того, что работал в клубах. Ты ходишь между столиками и людьми, у тебя мало времени — нужно быстро включать людей, чтобы сделать хорошее фото. Я сначала очень боялся подходить. Потом начал подходить к столу, где сидят девчонки и говорил: «Хоп, хей, ла-ла-лей». Они такие: «Где вопрос, а где ответ». Улыбнулись, я сфоткал и пошел дальше.

А с коммуникацией тет-а-тет у меня случился опыт, когда я работал в фотостудии. Ко мне приходили люди, которым вручали сертификат на съемку после покупки одежды в одном из бутиков. С сертификатом можно было прийти на фотосессию бесплатно и получить одну фотографию, но, если тебе понравится, ты можешь заплатить за всю серию. Ко мне приходили обычные люди: заводчане, семьи с детьми, беременные, просто пары или одиночки. И ты им не скажешь «ой, а вытяните шею грациозно», они не поймут. А если скажешь «встаньте как индюк», то понимают. Или, например, просьбу «сделайте красивый модельный взгляд» менял на «представьте, что у вас зрение упало до минус двух».

Ты просто складируешь это все в свой словарь постепенно, и у тебя нарастает база. Плюс еще с опытом понимаешь, кому как надо встать и так далее. Например, мужчин всегда нужно снимать «из-под соска», чтобы наверху был мощный треугольник. А для убедительного выражения лица я прошу изобразить тренера в фитнес-зале, который любит, когда людям больно. Вот так ты постепенно собираешь штуки.
Девочек фотографируют все, а мужиков мало кто снимает
Как ты выбираешь, с кем сотрудничать? Можно спрогнозировать, что с таким-то клиентом будет съемка-шедевр?
Если посмотреть на срез в деньгах, то большой перекос будет в сторону корпоративных клиентов, которые регулярно заказывают съемку сотрудников.

Если брать индивидуальные съемки, то у меня сейчас стало больше клиентов-мужчин. Это, кстати, прикольно, потому что девочек фотографируют все, а мужиков мало кто снимает. Но как получилось. У меня большая часть аудитории — девушки. Они видят, что я снимаю классно, и советуют своим партнерам сходить ко мне или дарят им сертики.

И мужиков легко снимать, потому что, когда они выглядят лучше, чем пакет, они очень радостные. И еще у них реакция более яркая. Девушки привыкли, что они хорошо выглядят. Мужчины еще не все. Ты им показываешь фотку, и они прям как лабрадоры носятся и говорят: «Охренеть вообще, видали?» И из-за того, что мужиков мало снимают, у них сохраняются деньги на фотосессии. Для них это редкая история, поэтому они готовы платить больше.
В каких случаях ты откажешь в съемке?
Есть красные флаги, когда я понимаю, что не получится. Я отправляю людям гифки, и если в ответ получаю, что-то из серии «ммм», то, скорее всего, не сработаемся. Это один из способов нащупать. Когда пишут капсом и восклицательных знаков больше чем два — все это вызывает сомнение.
Как оставаться художником и не стать конвейером?
Важно соблюдать баланс между коммерческой съемкой и творческим самовыражением. Мы все пришли в фотографию, потому что любим запечатлевать моменты, сохранять их навсегда. Однако, когда наша деятельность сводится к бесконечному фотографированию свадеб и других мероприятий, это может убить ту искру, ради которой начинали. Поэтому необходимо регулярно выделять время для собственных проектов. Это может быть что-то нестандартное, например съемка в необычных условиях или создание концептуальных работ. Но даже в рамках коммерческой съемки можно найти возможность для творчества.

Мне недавно надо было сделать портреты для директора завода крепежей. Звучало это вообще не романтично. Но на съемку пришел Ричард Гир, который любит булочки. Седой, кудрявый, красивый. И видно, что он вообще не хочет сниматься. Я начал фоткать его, получается скучно, я закидываю ему комплимент: «Вы актер?» Он такой: «Что? Нет! Я директор завода». Я говорю: «Ну такие фотографии получились, их надо срочно на „Кинопоиск“ залить, очень красиво». Затем вроде так и сказал, что он очень похож на Ричарда Гира, он засмеялся, потому что не ожидал. И мы сделали классную съемку, как для актерского портфолио, хотя изначально меня просили портрет на сайт сделать. Если бы я просто пришел и снял обычное скучное фото, я не словил бы никакого удовольствия. И это меня в очередной раз высосало бы. А на творчестве я дальше топлю. В каждой съемке можно сделать что-то такое особенное для себя, и это важно улавливать.
Сейчас в моде цифровой детокс — это действительно работает
Таким способом можно избежать выгорания?
Нет. Ты же выгораешь оттого, что ты горишь постоянно. Если ты постоянно на энергии, то все равно она у тебя заканчивается. В общем, не выгорать не получится. Если ты устал, просто отдохни.

Мы в современном мире потребляем очень много информации, и мозг не успевает все это сортировать и отдыхать. Поэтому многие жалуются, что они не могут ничего придумать и создать, потому что бардак в голове, нет места для новых идей. Сейчас в моде цифровой детокс — это действительно работает. Поэтому надо уезжать в лес без связи, ходить в поход туда, где не ловит интернет, отдыхать. Находить те моменты, где ты не можешь потреблять информацию. Колоть дрова — это отдых. Сидеть в бане — это тоже отдых. Для головы в том числе. И спорт многим помогает, потому что там ты не думаешь, а делаешь. У меня был день рождения, и жена позвала покататься на сапах. Я три часа просто греб, физически устал, но голова супер отдохнула.
Нам не надо говорить, как жить, — мы сами знаем
Какие у тебя есть места силы на Урале?
Я родился на Дальнем Востоке, в Благовещенске, и в наших краях нет такого разнообразия природы, как на Урале. Когда я начал немного ездить по Уралу, был в приятном шоке. Поэтому не понимаю, почему у нас нет толп туристов, как в Карелии или на Алтае. Потому что та же Карелия — это Урал, только маленький. Там немного скал, немного рек — и все. У нас этого всего много, скалы выше, горы шире. Мало кто знает, что Урал очень красивый, и мне нравится его открывать для себя.

Мне нравятся Аллаки — большие каменные палатки в Челябинской области. Я там проводил творческую съемку, которая потом стрельнула и попала в мексиканский журнал. И теперь, когда я думаю, куда съездить и погулять, вспоминаю это место. На Урале мне нравятся скалы — грандиозные и суровые. Поэтому я люблю порог Ревун, Каменные ворота рядом с Каменском-Уральским, Слободской камень в селе Слобода у Чусовой.

А еще мне нравится Карабаш. Когда находишься там, кажется, что оказался в Исландии, потому что вокруг медные отвалы, которые напоминают вулканический песок. Конечно, привкус металла на языке пугает, но это прикольно и странно одновременно.
Почти половину жизни ты живешь на Урале. Чувствуешь в себе уральский характер? Как он проявляется?
Когда я приезжаю в разные города и говорю, что приехал из Екатеринбурга, многие оцифровывают его как город свободы. Везде как будто знают, что нам тут не надо говорить, как жить, — мы сами знаем. И это, наверное, определяющая штука. У меня постоянно спрашивают, почему я не хочу переехать в Москву или Питер. Я говорю, мне нравится приезжать в столицы, а жить нравится в Екатеринбурге. Потому что та же Москва — это не про людей. Екатеринбург более уютный.

На Урале есть классный локальный патриотизм, и я его разделяю. Очень много брендов, компаний и людей, которые стараются что-то делать для города и области. Недавно смотрел интервью из Нидерландов, и там был чувак в футболке Urals. Не так давно был в Стамбуле и заметил люк, на котором написано Ural steel. Так приятно было!
Есть идеи, которые только мечтаешь воплотить?
Я хотел бы поснимать каскадера, который катается на велосипеде с горящими колесами. Уже упоминал, что хочу под водой попробовать поснимать. Есть кейс для фотика, с которым ты можешь погружаться, и в определенном ракурсе с определенным светом поснимать под волнами. Если будет очень яркое солнце, оно пробьет воду, смотреться это будет классно. Конечно, в кадре должен быть человек, например серфер.

Есть мечта устроить фотосет Джиму Керри. Я хотел бы попытаться сделать с ним что-то комичное и драматичное одновременно.
Представляешь свою жизнь без социальных сетей?
Был момент, когда у меня слетел аккаунт в Instagram* на несколько дней. Я испытал все стадии: от «я всю жизнь в него вложил» до «пофиг». От того, что у меня не будет соцсетей, я не перестану быть хорошим фотографом. У меня все еще будет мой навык, и те, кому я действительно буду нужен, найдут меня.
Что будет с фотографией через 50 лет?
Не знаю, я практик, а не историк. За последние 30 лет в фотографии больше произошло изменений, чем за 100. Скорость сейчас такая, что сложно представить, что будет через 50. Раньше пугали, что мобильная съемка вытеснит фотоаппараты, а приложение Midjourney уничтожит визуал. Но люди продолжают жить, женятся, Midjourney не нарисует твою плачущую от умиления бабушку. Сейчас с развитием искусственного интеллекта, наоборот, все больше ценят искренность, эмоции, живое творчество. Фотографии опять же печатать снова стали.

Возможно, что через 50 лет будет iPhone 30, и мы будем все на него снимать. Но как будто бы снимать не перестанем.
Телекоммуникационная группа Мотив — ведущий оператор связи в Уральском Федеральном округе. Мотив обеспечивает высокоскоростным мобильным интернетом 97% населения на территории, которая охватывает четыре региона Урала. Однако это не мешает абонентам Мотив чувствовать себя как дома в любой точке страны. Чтобы пользователи всегда оставались на связи, компания заключила договоры о роуминге со всеми операторами мобильной связи. Теперь в поездках по России абоненты Мотив выбирают, к какой сети подключить свой смартфон и всегда остаются на связи там, где есть сеть хотя бы одного оператора.

Основанный на Урале и для уральцев, сотовый оператор Мотив с радостью поддерживает значимые для региона проекты и гордится людьми, которые прославляют Екатеринбург далеко за его пределами.
Материал подготовлен
при поддержке
Реклама. Мотив
motivtelecom.ru
erid: 2VtzquYCfUe