Галоп переходит во взлет: как конный спорт помогает стюардессе сохранять трудолюбие и эмпатию на высоте
Рабочие дни авиаспециалистов непохожи друг на друга: ранние или поздние вылеты, бесконечная смена часовых поясов, короткие остановки между рейсами и постоянный поток пассажиров. За этой динамикой скрывается система: железная дисциплина, выработанные привычки и внутреннее спокойствие.

Все эти качества бортпроводнице «Уральских авиалиний» Адель Равиловой помогли сформировать занятия конным спортом. За ее плечами — годы тренировок, участие в соревнованиях и обучение юных всадников. Опыт работы с лошадьми стал для нее лучшей школой эмоциональной устойчивости и теперь помогает оставаться собранной на борту.

Чойс продолжает рассказывать про сотрудников «Уральских авиалиний», которые берут от работы и хобби все (и даже больше). В предыдущих сериях — истории тех, кто исследует родословную, рыбачит в тайге и ныряет на морское дно, увлекается авиамоделизмом, танцует бачату и ведет блог об авиации.
Адель Равилова
бортпроводник «Уральских авиалиний»
Любопытство отправило в небо
Все случилось спонтанно: я не готовилась заранее к профессии, но в глубине души авиация привлекала еще со школьных времен. Большую часть жизни я посвятила конному спорту: была профессиональным спортсменом, работала тренером, — а в феврале 2025 года увидела объявление о наборе бортпроводников и отправила анкету. Сделала это из любопытства, поэтому на приглашение даже не надеялась. Но отклик пришел почти сразу.

На собеседование приехала в хорошем настроении и без лишнего напряжения, только с интересом попробовать что-то новое. Все прошло легко, и вскоре мне сообщили, что я успешно прошла отбор.

У меня не было опыта в авиации, и для вступления в должность нужно было получить свидетельство бортпроводника. Для этого прошла обучение на базе авиакомпании в Уральском учебно-тренировочном центре гражданской авиации.
Наша работа — это насыщенная рутина
Обычно я встаю за 2 часа до явки на рейс и спокойно готовлюсь к работе. Далее — встреча экипажа в комнате брифинга, где обсуждаем полет и распределяем обязанности. Потом принимаем самолет, встречаем пассажиров, выполняем обслуживание во время полета. После посадки проверяем салон, чтобы ничего не осталось, передаем самолет другому экипажу и можем идти отдыхать. В целом это и есть наша повседневная рутина — она насыщенная и интересная.
Как ни странно, для меня самое сложное — не работа с пассажирами, а взаимодействие внутри экипажа. В коллективе бывают разные люди, и не все готовы действовать сообща. Когда кто-то предпочитает действовать в одиночку, это усложняет процесс. Для меня командная работа — важная часть любой профессии. Тем не менее я стараюсь сохранять спокойствие и подстраиваться под разные ситуации.
Окрыляет ощущение спонтанности
В авиации есть элемент неожиданности: никогда не знаешь, где окажешься завтра — в Турции, Египте или другом городе России. Это ощущение спонтанности и свободы меня очень вдохновляет и окрыляет.

Воодушевляет возможность видеть разные страны, знакомиться с людьми из других культур, наблюдать, как у них устроена жизнь, — все это невероятно интересно. Авиация дает постоянное движение и расширяет кругозор.
Мощь и грация победили страх
Я с детства любила лошадей: у меня была целая коллекция фигурок, журналов, фильмов и мультфильмов про них. В начальной школе мечтательно смотрела на объявления о наборе в секцию верховой езды, но тогда у семьи не было возможности меня записать. Это желание встало на паузу, но спустя годы все сложилось.
Моя школьная подруга занималась верховой ездой, и я предложила помогать ей в конюшне в обмен на возможность кататься. В конном дворе я сильно испугалась животных и сказала: «Нет, я передумала». Первое впечатление было пугающим: они показались огромными, сильными и непредсказуемыми.
Именно мощь и грация животных меня и зацепили. Через неделю все-таки вернулась, и с тех пор уже не могла расстаться с лошадьми. Эта ситуация стала моим первым уроком в конном деле: раньше я была слишком мягкой, стеснялась отстаивать себя, а в общении с лошадьми нельзя быть нерешительной. Нужно уметь обозначать границы, быть спокойной и собранной.
Всю жизнь ездить верхом —
и лететь дальше
В начале пути я не собиралась становиться профессиональным спортсменом и тренером — лишь хотела развиваться, узнавать лошадей и понимать, как с ними работать. Со временем появились амбиции и желание участвовать в соревнованиях, показывать результаты и доказывать самой себе, что могу.

В итоге получила диплом тренера начальной подготовки всадников и инструктора-иппотерапевта. Начала обучать детей и молодых всадников, готовить к соревнованиям и возить на старты — именно это приносило мне больше всего удовольствия в конном деле.
Еще я работала с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с диагнозами ДЦП и аутизм. Это сложная работа, требующая терпения и эмоциональной устойчивости: нужно подбирать лошадей под конкретного ребенка и учитывать множество нюансов. Даже запускала иппотерапевтический проект в Полевском, где был большой спрос на такие занятия. Это был важный опыт, хотя психологически тяжелый.

В сентябре 2024 года меня пригласили на должность руководителя конного клуба в Полевском. Я совмещала административные обязанности с тренерской практикой: проводила прогулки, занималась с учениками, организовывала клубный процесс.
Сейчас из-за новой работы я перевела дело своей жизни в хобби. Если раньше конный спорт был моим основным заработком, то теперь это больше для души. Но у меня есть несколько учеников, которые приходят ко мне на занятия. Еще я продолжаю ездить верхом и совмещаю это с буднями бортпроводника.
Сохранять внутреннее равновесие важно не только в конюшне, но и на борту
В конном спорте важно доверять себе и животному, потому что без этого не получится настоящего контакта. То же самое и в полете: нужно полагаться на самолет и экипаж. В обоих случаях важно быть собранным и организованным.

Когда работаешь бортпроводником, нужно четко понимать, какие задачи предстоит выполнить за рейс, как выстроить порядок действий и ничего не упустить. С лошадьми точно так же — план, концентрация и внимание к деталям. Поэтому везде развиваются схожие качества: дисциплина, организованность и умение сохранять внутренний баланс.
Работа с лошадьми развивает многозадачность: нужно следить за собой, животным, обстановкой, оценивать риски и реагировать моментально. Навык один в один перекладывается на работу в небе, когда нужно одновременно обслуживать пассажиров, проверять оборудование, следить за безопасностью и сохранять улыбку.

Еще взаимодействие с лошадьми развивает эмоциональный интеллект. Они не говорят — с ними нужно понимать язык тела, эмоции, звуки. Это помогает и в профессии бортпроводника: я быстро считываю эмоции пассажиров, предугадываю их реакцию, умею сохранять спокойствие в любой ситуации. Все, чему я научилась в конном спорте, — наблюдательность, самообладание, эмпатия, — напрямую пригодилось мне в авиации.
Лошади делают человека внимательным, терпеливым и чутким. Когда стоишь рядом с животным, которое может испугаться любого звука, ты должен быть источником уверенности и спокойствия. И этот навык — сохранять внутреннее равновесие — помогает не только в конюшне, но и на борту.

Я точно могу сказать, что опыт конного спорта помогает мне и на земле, и в небе. Он закалил, научил реагировать спокойно и понимать других без слов — это самые важные качества для бортпроводника.
Материал подготовлен
при поддержке
Реклама. ОАО АК «Уральские авиалинии», ИНН 6608003013,
Erid: